Вопрос психологу

Недавно тут опять подняли вопрос: почему пары, которые хотят иметь ребеночка, долго мучаются, у них ничего не получается, они страдают и терзают себя... А некоторые бегут на аборты, отдают детей чужим людям, оставляют малышей в род.доме...
Вопрос вот в чем: влияет ли состояние родителей(психическое, то есть их депрессия, подавленность, нервозность на фоне невозможности зачатия) на то, что они никак не могут забеременеть?
Если да, то можно ли справиться с этой зацикленностью и повысить "риск" зачатия?

Причины, по которым пара не может "забеременеть" очень различны. Есть среди них и чисто физиологические, но есть и психологические.
То, что психологическое сосотояние влияет на процесс зачатия - это несомненно. Об этом можно смело утверждать. Конечно, способность к зачатию - это в первую очередь готовность физиологических систем организма мужчины и женщины к производству половых клеток(яйцеклеток и сперматозоидов)и их соединению (половому акту). Такая готовность определяется созреванием половой системы. Одной из важной составляющих этой системы является гормональная регуляция всех процессов размножения, и зачатия в том числе.Все гормоны нашего организма взаимосвязаны между собой и действуют совместно с нервной системой.
А нервная система это командно-контрольный пункт,и призвана "отслеживать" внешние условия и решать, подходят ли они для выполнения необходимых жизненных функций, или надо заняться сначала другим делом: "переждать" неблагоприятные условия, защищаться от грозящей опасности, доделывать, то что ранее не доделано или не закончено.
Однозначно , готовность даже к такому сугубо физиологическому акту, как зачатие, связана с состоянием не только физиологических систем организма, но и психологическим состоянием.
Излишняя тревожность, связанная с опасением за исход беременности, родов, неуверенность в своей материнской компетентности, сомнения в поддержке близких и в первую очередь мужа, неудачный опыт в отношении беременности, родов, неудачи в воспитании детей - реальыне причины затруднения беременности (в том случае, если в отношении физического здоровья репродуктивной системы все в поряке).

Справиться со своей зацикленностью несомненно можно. Первое , что нужно сделать это успокоиться и внушить себе мысль, что у меня обязательно получиться. Не должно быть страха и сомнения, "а вдруг опять не выйдет". Нашими мыслями мы создаем мир вокруг себя.
Второе, что необходимо сделать это попытаться ответить на вопрос (обоим супругам), а зачем мне ребенок?
А также попытаться решитьпсихологические проблемы (если таковые есть).Немаловажное значение имеют психологические проблемы, связанные с ранним детством и взаимоотношениями сос своими родителями. Это может выражаться в постоянной "достройке" базовых систем взаимоотношений с миром, без которых мы склонны расценивать себя как недостаточно созревших личностно, а значит, не готовых стать "взрослым" по отношению к ребенку, которого хотим.

Конечно же все это переживается на неосознаваемом уровне, мы отыскиваем внешние причины нашего раздражения, беспокойства и не связываем это с рождением ребенка и со своей ролью родителя. Однако наша нервная система "не знает" ни самих причин, ни нашего истолкования их. Она "знает" только то, что что-то неладно, и такой важнейший шаг, как зачатие(которое повлечет за собой рождение ребенка и потребует на длительный срок сосредоточения всех сил и ресурсов женщины), пока надо отложить. Природа мудра, особенно если это касается ее основных задач. психолог-перинатолог ЦИР Попова Е.Г.


Посоветуйте, пожалуйста, как справиться со своим страхом снова забеременеть и выносить ребенка после выкидыша, если причины не установлены? Выкидыш был на маленьком сроке(6-7 недель).

Очень трудно дать совет именно для Вас, т.к.мне неизвестна ваша история в деталях. Если Вы планируете новую беременность в ближайшее время, то конечно, лучше обратиться к специалисту(психологу, психотерапевту).

Самое главное осознать причины и вид вашего страха. Страхи всегда мучают многих людей и их разновидностей очень много: мистико-психологические, социально-оценочные, общебытийные, пространственные, фортунофобии, зависимостные, телесные и т.д.

Мне кажется, что у Вас несколько страхов. По всей вероятности один из них это страх , относящийся к разряду телесных.
Очень важно помнить, что нельзя остваться наедине со своим страхом и всегда знать , что любой страх преодолим!!!!

Если вы обратитесь к специалисту он поможет вам осознать причины страха и предложит различные психологические техники и упражнения по преодолению.Но сразу предупреждаю вас , что придется набраться терпения, но все же результат будет.

Каждый человек имеет право бояться. Страх свойственен всем людям. Просто все по разному принимают решение относительно себя и своего страха. Ваш страх- это часть вашей жизни, как ваша рука , нога. Но... все таки только часть - и Вы сможете, если только захотите, управлять своим страхом. Так же как Вы управялете рукой и ногой. Можно работать со своим страхом, приближаться к нему, рассматривать, можно вести с ним разговор, можно его понять, а можно всегда его прятать и убегать от него.И сново бояться, что он (страх, но уже другой), тебя вот вот догонит.

Уже то, что Вы признаете свой страх и смело говорите о нем, это уже путь к победе! Признание страха делает человека всегда свободней, увереннее.

Очень Важно, когда Вы будете вновь беременной, обратится к специалистам, которые оказывают такие услуги, как психологическое сопровождение беременности.
Все говорят о том, что беременность это естественно и просто. Да ,с одной стороны это так, но мало кто осознает сколько психологических проблем предстоит решить для себя каждой женщине в первом триместре беременности.
Это и осознание своего собственного Я, принятие новой социальной роли, изменения в теле, пережить "симптом противоречивого отношения к беременности", "симптом принятия новой жизни в себе" и т.д. На данном этапе очень важна поддержка. Специалисты психологи-перинатологи обычно проводят тренинговые занятия с женщинами , как индивидуально,так и в группах(т.к. поддержка таких же женщин очень важна на каждом новом этапе беременности). Такие занятия хороши тем, что они не только информативны для женщины, но и каждая проводит глубокую внутреннюю работу, относительно себя.

В заключении, Наташа, мне очень хочется поздравить Вас с прекрасным днем весны, с ЖЕНСКИМ днем 8го марта. И пожелать Вам всегда помнить о том, что природа только ЖЕНЩИНУ НАГРАДИЛА ТАКОЙ ВОЗМОЖНОСТЬЮ , как стать мамой! И я от всей души желаю Вам не бояться бояться( это не тафтология) и пробовать снова и снова! У Вас все получится, удачи Вам. С уважением, психолог-перинатолог ЦИР Попова Е.Г.


Прочитала в одной книге, что маленькие дети тоже подвержены стрессу. (маленькие, это до трех лет).
Мне интересно знать, о каком стрессе у детей может идти речь. Как выявить это состояние. И что с этим делать.


Спасибо Вам за вопрос. Вы подняли очень важную тему. Можно прочитать не одну лекцию по этому вопросу, но я постараюсь быть краткой.
Да, действительно - маленькие дети, уже с рождения могут быть подвержены стрессу. Как не печально это звучит, но факт остается фактом.
Для того, чтобы Вам было понятно, о каком стрессе идет речь, рассмотрим само понятие стресс. Итак, стресс - это состояния психического напряжения, обусловленные выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры.
Выделяют два вида стресса: стресс - физиологический, и стресс - психологический. Последний подразделяется на эмоциональный. Стресс эмоциональный проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д. При этом различные его формы приводят к изменениям в протекании процессов психических, эмоциональным сдвигам, нарушениям двигательного и речевого поведения.
А стрессоры (экстремальные воздействия)- бывают физиологические (чрезмерная физическая нагрузка,высокая и низкая температура, болевые стимулы, затрудненное дыхание, и пр.) и психологические (угроза, опасность, обида, информационная перегрузка и пр.).

Итак, если говорить о физиологическом стрессе, то его испытывают в свое большинстве дети сразу после рождения (до трех лет еще ой, как далеко). Потому, что роды- это сильная физическая нагрузка. Плюс, после того, как малыш рождился , он испытывает колосальные температурные перегрузки, это новый для него опыт, т.к. температура в матке всегда была примерно одна и та же и т.д. Но природа предусмотрела защитные адаптационные механизмы и поэтому мы не остаемся в этом стрессе (мы не помним болевых ощущений и т.п в своих собственных родах).
Гораздо страшнее стресс психологический( См. выше), мы говорили об эмоциональном стрессе.В перинатальной психологии есть понятие эмоционального благополучия ребенка. Вот что это такое. Для нормального развития малыша, считается необходимым своевременное и качественное удовлетворение матерью биологических потребностей своего ребенка. А потому, если малыш плачет, а мама не может или не хочет понять причину плача , то малыш начинает страдать. Он испытывает тревогу и дискомфорт, от того, что ему плохо в данный момент, а помощь из мира, куда он попал не поступает.Сразу должна пояснить, что маленький ребенок не плачет просто так (чтоб "довести" маму), плач это форма общения, так малыш дает понять, что его что-то не устраивает. Если малыш не может сам заснуть, к примеру, а мама считает, что он должен это сделать сам (кстати, как Вы думаете, до какого возраста малыша нужно укладыать спать, в понятиях нормы?)и оставляет его плакать одного в своей кроватке, то малыш испытывает состояния эмоционального неблагополучия (напряжение- от того, что надрывно кричит, фрустрацию - "мир, куда я попал не хочет мне помочьи не отзывается", чувство страха, отчаяния, гнева и т.д.)Ребенок находится в СТРЕССЕ!
Ребенок испытывает страдание от неудовлетворенных потребностей, и испытывает наслаждение от их удовлетворения. Вот какие потребности у малыша:потребность в безопасности, в доверии, в устранении физического дискомфорта(мокро, холодно, голодно и т.д), в общении, во взаимодействии с собственной матерью, в любви. И роль матери здесь неоценима. Вот почему дети матерей, находящихся в послеродовой деперссии испытыват колосальный СТРЕСС.
А как выявить такие состояния у детей и что с этим делать, Вам помогут специалисты. психолог-перинатолог ЦИР Попова Е.Г.


У меня две дочери: 4 и 1 лет. В свое время получила половое воспитание "никакое".Сейчас стараюсь честно отвечать на все интимные вопросы старшей дочери по мере их поступления и в доступной для ее возраста форме.Один сексопатолог писал:"Чтобы девочка получила нормальное половое воспитание, надо начать с бабушки." Полностью с ним согласна. Бабушку воспитывать поздно, а я пожинаю плоды. Мне не сложно отвечать на вопросы физиологии, но о половом акте говорить будет трудно. Боюсь так же действий со стороны "добрых" дядей. Надо ли об этих дядях рассказывать ребенку. Какие действия со стороны взрослого должны насторожить ребенка? Надо ли ему вообще что-то говорить о таких действиях. Как правильно объяснять, что то-что делают мама и папа - это хорошо, а играть в сексуальные игры - это плохо, и действия со стороны незнакомого или знакомого дяди - это тоже плохо. Я отправляю дочку на лето с бабушкой в деревню, меня рядом нет, а для бабушки секс - это табу. Не хочу, что бы дочь замкнулась в себе. Какую литературу можно почитать, не для врачей, с примерами из практики.

Попытаюсь кратко ответить на Ваш вопрос, а точнее вопросы. Начну с того, что нужно ли говорить ребенку о "добрых" дядях и какие действия со стороны такого человека должны насторожить ребенка.

Не совсем понятно, почему в таком контексте Вы называете дядей"добрыми", это несколько иное. Но могут быть "добрые" люди, которе попытаются без вашего согласия просвящать ваших дочерей в области секса (теоретически). Будьте внимательны! Это могут быть не только люди "с улицы". Если в саду, школе куда будут ходить ваши дочери появяться предметы , посвященные сексуальному воспитанию ("Психология межполовых отношений", "социология семьи", или попроще "культура общения и здоровье", "как мы устроены и откуда ты взялся" )обратите внимание на то, что говрят и что делают на таких занятиях педагоги и ученики. Встаньте на активную позицию в этом вопросе, половое воспитание ребнка, по большому счету это частное дело семьи. Прочитайте книгу , авторы: И.Медведева, Т.Шишова "Потомки царя ирода", очень советую, как маме двоих дочерей.
По поводу дядей: несомненно ребнку необходимо говорить об этом. Вы же убирали опасные предметы и уберегали от прочих опасностей своих дочурок, когда они начинали скажем ползать. Окружающий мир полон людей - знакомых и незнакомых. Что таит в себе этот мир - угрозу или удовольствие? В решении этого вопроса ребенку помогают родители. Предостеречь малыша - обязанность родителей.Например предложение незнакомого человека пройти с ним куда-то, показать где находится знакомая вашему ребенку улица, предложение показать свою машину и довести на ней до дома, заверения типа :"твоя мама просила забрать тебя из сада и отвести домой, я самый лучший ее знакомый и знаю твоего папу и маму", "посиди у меня на коленях, а я дам тебе эту игрушку, конфету" и конечно же тактильный контакт (когда берут за руку, поглаживания руки, головы, тела ребенка, сильное сжатие за плечи, тесное прикосновение всего тела и т.д.)- несомненно это должно насторожить ребенка. Важно не запугивать словами "изнасилование" и надо избегать запугивания вообще,пытаясь представить все возможнфе негативные последствия. Важно, чтобы предостережение было действенным!И вообще ребенок должен знать, что такие действия со стороны незнакомого взрослого человека, вообще недопустимы по отношению к нему. И не только со сторны дядей, но и тетей тоже.

По поводу того,что "то, что делают мама и папа - хорошо". Вы совершенно правы Наталья, что не откладываете вопросы ребенка "на потом", ссылаясь на его несмышленность. Действительное многое еще трудно и невозможно объяснить маленькому человечку , но запомните, что с первых дней его жизни его можно воспитывать собственным примером и пресечением недоступных форм поведения. Ребенок в своем развитии решает проблему: быть мужчиной или женщиной? А это значит вести себя, как мужчина или женщина, а эта способность приобретается в результате усвоения закрепленных в культуре форм поведения, носителями которых для ребенка в первую очередь являются родители.Наблюдая за нами, малыши обнаруживают не только разные черты характера, но и связанные с полом особенности распределения ролей и поведения.Никакие слова, рассказы в этом отношении не будут действенны, как собственный пример.
Еще про литературу: издательство "Генезис" выпускает брошюры "100 вопросов семейному психологу", там затрагиваются различные темы, в том числе и те которые волнуют вас в данном запросе. Эти издания могут быть полезны Вам в нелегком, но приятно деле воспитания Ваших дочерей.

Я не знаю на труды какого сексолога Вы ссылаетесь, частично я с ним согласна. Но вот на что я хочу обратить Ваше внимание еще. Ваша старшая дочь находится в том прекрасном возрасте, когда у девочки впервые начинает формироваться материнская сфера. Сейчас становятся актуальны сюжетно-ролевые игры в дочки-матери и в семью. Именно в таких играх девочки впервые "примеряют " на себя роль матери. Обратите внимание на то, как играет ваша дочь в куклы (т.к. кукла является моделью ребенка), покупайте ей их обязательно и помогайте ей в играх. Высказывайте и показывайте ей свои яркие положительные эмоции по этому поводу, показывайте ей как нужно играть, словом принимайте активное участие. В народной педагогике, кукле придавалось огромное значение. В Росссии кукла передавалась от матери к дочери, специально изготовлялась для дочери. Куклу наряжали к празднику, вывозили в гости, на смотринах невесты кукла служила доказательством готовности девушки к роли хозяйки и матери. Вспомните свои игры с куклами, были ли они, какими они были, как ваша мама (бабушка ваших дочерей) участвовала в этом и какое было у нее отношению к этому? Думаю вам есть над чем подумать. Материнство имеет долгую цепочку, а будущее материнство ваших дочерей будет формироваться благодаря Вам. психолог-перинатолог ЦИР Попова Е.Г.


Уважаемые специалисты центра! Прошу вас подскажите, какими способами лучше привести мозги и душу в порядок(тревожные состояния, депрессия в результате сильного стресса, продолжавшегося более 2 лет) перед началом планирования беременности, не прибегая к антидепрессантам! Об отпуске и поездках- не может быть и речи, из-за семейных обстоятельств! Помогите, умным и добрым советом, пожалуйста! Марта
Уважаемая Марта,к сожалениею очень сложно ответить на ваш вопрос заочно, но то,ч то с тревожными состояниями можно справиться не прибегая к антидеперссантам - это совершенно точно. Вы говорите о "мозгах и душе", так вот мозги - это наше сознание, душа - это наши чувства и эмоции.У каждого человека есть, так называемые "незавершенные" ситуации из прошлого, которые не дают нам жить спокойно и в гармонии с собой и миром и "тянуться" за нами .В таких ситуациях прошлого часто остаются чувства, эмоции,недосказанные слова, которые были адресованы кому-то или вообще реакция на ситуацию, но не были выражены(чувства)или не высказаны(слова), в силу разных обстоятельств (было не прилично кричать,или если умер близкий человек не успел с ним попращаться и сказать то, что хотелось бы и т.п.).
Важно понять в каких ситуациях сейчас возникает тревога, тревожные состояния, какие чувства вы испытываете сейчас и похожи ли они на те , которые были два года назад и выразить их. Если у вас есть вожможность обратиться к специалистам (психологу, психотерапевту), то они помогут разобраться с проблемой и снять тревожнфе состояния специальными техниками, которые будут подбираться для вас индивидуально. А для того, чтобы сново не впадать в депрессию используются техники расслабления тела, медитации для снятия тревоги, для придания сил и т.п.
То, что Вы задумываетесь над этим до наступления беременности, это очень хорошо. В беременности женщине предстоит решить много задач, основные из которых - изменение личностных смыслов, смена ролевых подзиций, задача принятия новой ситуации, ребенка, новой себя, переосмысление отношений с внешним миром. "Старая ", непроработанная деперссия может вызвать на фоне новых изменеий либо всплеск, либо новую деперссию. Очень важно помнить о том, что депрессии матери, котрые случаются в первые два года жизни ребенка, создают у малыша "латентную предрасположенность к депрессии".
Желаю вам удачи в решении ваших проблем,и приятной Вам беременности! психолог-перинатолог ЦИР Попова Е.Г.